Взрослым о детях

Уважаемые взрослые!
Дети, особенно младшие, обычно приходят в театр не одни, а со взрослыми – родителями, учителями… В нашем театре взрослые, как правило, задают одни и те же вопросы. Ответы на них мы заранее разместили в кассовом зале, фойе и здесь. Предварительное знакомство с ними избавит вас от лишних недоразумений.
Если у вас есть ещё вопросы, их можно задать в разделе «Отзывы» на нашем сайте.
Будем рады встрече с вами на наших спектаклях.

Психолого-педагогический совет театра
отвечает на вопросы зрителей


- Почему ваш театр приглашает детей с 4-х лет, а не раньше? Дети изменились, уже в 2 года они так много знают и умеют, что хочется везде их водить и дать им как можно больше…
   
   Большинство родителей, желая как можно больше дать своему ребенку, начинают рано и всюду его «водить». Но маленьким детям для развития важнее всего общение с собственными родителями, когда родители отвечают на детские вопросы, читают вслух, играют вместе с детьми.
    Архангельский театр кукол рад помочь родителям в воспитании детей, но он не ставит перед собой целью охватить зрителей всех возрастов. Во-первых, это связано с особенностями работы театра (художественные задачи, неудобство помещения и др.), а во-вторых, с особенностями детского развития.
    Два года – это возраст «я сам». В 2 года малышу хочется активно двигаться, ему хочется везде залезть, все потрогать и играть самому, а не смирно и смотреть, как играют другие (чего требует просмотр спектаклей). Кроме того, многие дети просто не готовы к восприятию спектаклей в незнакомой обстановке и в соседстве с незнакомыми людьми. Очень часто мы наблюдаем детские испуги и даже истерики. Всё это происходит на глазах зрителей и актеров, и в результате влияет на общее впечатление и качество спектаклей.
    4-5-летние дети, в большинстве своем, готовы к коллективному восприятию сказки, к выполнению определенных правил игры, а главное, к соучастию и сопереживанию, ведь именно ради этого стоит водить детей в театр.
    Если вы, уважаемые родители, хотите, чтобы наш театр дал как можно больше вашему ребенку, прислушайтесь к нашим советам.

- Почему на спектакли "Морозко" и "Волшебные сказки Попугая" вы приглашаете детей только старше 7 лет?

Волшебные сказки отличаются от всех остальных особой таинственностью, загадочностью. В театре, где волшебство содержания усиливается, соединяясь в музыкой, декорациями, светом, игрой актеров... дети испытывают порой очень сильные эмоции. Они не могут рассказать о них словами, но находятся под их влиянием долгое время.
В наших спектаклях "Морозко" и "Волшебные сказки Попугая" есть эпизоды, которые на маленьких, 4-6-летних детей, иногда производят такое впечатление, что впоследствии у них могут проявиться разные страхи и тревожные ощущения: темноты, незащищенности...
Именно поэтому спектакли адресованы зрителям не моложе 7 лет.

- С чего следует начинать знакомство ребенка с театром?

   Самым подходящим для начала дружбы с нашим театром мы считаем спектакли «Три поросенка» и «Красная шапочка». Эти сказки уже хорошо известны вашему ребенку, и радость узнавания поможет ему легко включиться в игру.
   Можно начинать также с домашних театриков актеров (подробно мы расскажем об этом дальше.)
   Если ваш ребенок хочет смотреть один и тот же спектакль еще и еще, стоит поддержать его. Это дает гораздо больше, чем количество сказок, которые он «проглотит» без всяких переживаний.

- Почему в вашем театре самым маленьким детям предлагают садиться на последние ряды, где им хуже видно?

   В первую очередь, это делается для того, чтобы рядом могли сесть их родители (взрослые, сидящие на наших первых рядах, к сожалению, мешают всем, сидящим сзади). А сидеть рядом со своим ребенком, по крайней мере, на первых порах, необходимо, что бы видеть, чувствовать его реакцию и разделить все его переживания.
   Кроме того, наши первые ряды расположены ниже уровня сцены. Когда на сцене или еще выше – на столе, на ширме – появляются большие, «живые»! куклы, близко сидящие дети пугаются. Пугаются они и тогда, когда действие начинается не на сцене, а в зале, за их спиной.
   На последних высоких скамейках, да еще среди взрослых, младшие дети чувствуют себя намного комфортнее, и там они могут быть более подвижными. А если вы почувствовали, что ваш ребенок устал, с последних рядов удобнее, никому не мешая, покинуть зал.

- Расскажите подробнее о ваших домашних театриках.

   Домашние театрики – это самостоятельные работы артистов в театральной гостиной нашего театра. Артисты сами готовят спектакль и сами его разыгрывают. А домашние – потому что так могут играть родители со своими детьми дома.
   На такие спектакли мы приглашаем обычно не более 40 зрителей. Многим детям (но все равно не всем!) предоставляется возможность самим выйти на сцену и сыграть ту или иную роль. Родителям в небольшой компании легче понять, умеет ли уже их ребенок смотреть и слушать, умеет ли он играть вместе с другими, и что он предпочитает – активно участвовать или просто смотреть.
   Артисты надеются, что взрослые тоже примут участие в общей игре, но не вместо детей, а вместе с ними.
   После спектакля можно получить практический совет по устройству своего домашнего театра.

- Почему в вашем театре детей до 6-и лет
не пропускают на спектакль в сопровождении старших детей.


    Мы руководствуемся, в первую очередь, правилами безопасности ребенка: неоднократно сталкивались с ситуациями, когда младшему не комфортно – устал, почувствовал себя плохо, плачет, капризничает…, а старший не знает, что делать.
    Кроме того, даже хорошо знакомую сказку театр рассказывает по-своему, и реакция, даже старших детей, непредсказуема.
    Ни артисты на сцене, ни контролер в зале не могут взять на себя ответственность за психологический комфорт каждого ребенка.
    Если родители на спектакле «проживут» сказку вместе со своим ребенком, это поможет им и в жизни лучше понимать друг друга.
    Согласно Правилам посещения театра, мы пропускаем на спектакль двух детей без родителей только в том случае, если старшему ребенку исполнилось 14 лет.

- Почему в вашем театре не разрешают входить в зрительный зал и занимать места хотя бы за 5-10 минут до начала спектакля?
Это создает большие неудобства и очень портит настроение.


- Если бы вы, дорогие зрители, знали, как мы вам сочувствуем, и как это портит настроение нам самим!..
Все это связано с неудобствами нашего старого нетеатрального здания. Наш «большой» зрительный зал проветривается только при помощи открытых окон…
Но главное: мы вынуждены объяснять ВСЕМ, как размещаться в зале, чтобы удобно было и большим, и маленьким. Опоздавшие зрители, которые не слышали объяснений, обычно нарушают уже установившийся в зале порядок и атмосферу и портят настроение ВСЕМ.

Почему мы не можем пронумеровать места и предлагаем размещаться именно ТАК, а не иначе, подробно объясняет наш психолого-педагогический Совет. Это можно прочитать на сайте, у кассы, в фойе второго этажа. И если вы, уважаемые зрители, прочитаете ответы заранее, то сохраните хорошее настроение и себе, и нам.
Спасибо за понимание!

P.S. Решение о реконструкции нашего здания принято на самом высоком уровне, и мы вместе с вами будем с нетерпением ждать его исполнения.

- Что делать, если ребенок снова и снова просится на один и тот же спектакль? (чаще всего это «Три поросенка»), а мы покупаем билеты на месяц вперед и на разные спектакли? Ведь хочется расширить кругозор ребенка...

Конечно, мы советуем прислушаться к своему ребенку. Если он требует – иногда до полного изнеможения родителей – одну и ту же сказку, историю, спектакль… Значит, там есть что-то жизненно важное для него, и он хочет прожить это вновь и вновь!
     Проживать, сопереживать, сочувствовать гораздо важнее, чем получать бесконечное количество новых, разных впечатлений. Многие ли родители задумываются, справляется ли их ребенок с этими впечатлениями, и не в них ли причина его «плохого поведения» или плохого самочувствия?
     Ведь и мы, взрослые, сейчас очень страдаем от лавины обрушившейся на нас информации, но, в отличие от детей, мы можем регулировать ее количество, а по отношению в ним все время впадаем в крайности: то предоставляем их самим себе («Нами никто не занимался – и ничего, выросли!»), то стараемся дать им как можно больше (и как можно раньше). И стараемся так, что полностью убиваем в ребенке интерес к чему бы то ни было, не говоря уже о той, самой ценной «способности проживать чужую судьбу как свою»!
     Так что, дорогие родители! Если ваш ребенок хочет 15й раз читать или смотреть историю про трех поросят, Красную Шапочку или Снежную Королеву – терпите и утешайте себя тем, что при этом он УЧИТСЯ ЖИТЬ!

- Моей дочери нет 3-х лет, но она очень хорошо смотрит все сказки….
- Ну и что, что маленький… Да он высидит, я ручаюсь!...
- Да мы уже везде с ней ходим, только у вас какие-то ограничения!...
- Почему вы нас отговариваете? Я ручаюсь, что он будет хорошо себя вести!..

Эти и подобные высказывания родителей мы слышим все чаще и чаще

Дорогие родители!

У нас с вами часто не совпадают представления о том, что такое хорошо себя вести
на спектакле.
Вот несколько примеров:
- ребенок очень сочувствует и легкомысленным Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу,
и трудолюбивому Наф-Нафу и, тем не менее, громко подсказывает Волку, куда они побежали…
- дети, перебивая друг друга, дают Зайцу – тете Насте самые разные советы прямо
во время спектакля «Сказка из Волшебного ящика», кричат и стучат ногами
(по ее просьбе!), вслух выражают отношение ко всему, происходящему на сцене.
- девочка подбегает к сцене и со слезами кричит трусливому герою сказки: «Не бойся,
я с тобой!..»
- дети, большие и маленькие, вскакивают с мест и танцуют во время спектакля,
потому что «под такую музыку сидеть просто невозможно!!!».
Таких примеров у нас множество. И такое поведение нам очень нравится!
Нас очень огорчает, когда взрослые закрывают ребенку рот (буквально!), насильно усаживают на место, стыдят, призывая «вести себя хорошо».
А вот другие примеры:
- ребенок каждые 2-3 минуты громко спрашивает у мамы: Это кто?..Это что?..,
а через 10-15 минут начинает отвлекаться, заглядывать под скамейку или залезать под нее, ныть, просить поесть, попить…и только фраза «Я хочу писать!» напоминает маме
ее обещание «если что – мы выйдем!...».
- родители еще у раздевалки начинают ругать капризничающего мылыша: «Надо же! Всегда хорошо ходил, а сегодня не хочет! (как будто у взрослых всегда одинаковое настроение и состояние!). Потом они тащат его, упирающегося, на 2-й этаж, уговаривают войти в зрительный зал… откуда, как правило, через какое-то время выносят – плачущего. И ругают его, ни в чем не повинного, иногда такими словами!!!.
- Бабушка, буквально оттолкнув наших работников, протащила маленького мальчика на спектакль – длинный и, как его назвали дети, «очень переживательный». Мальчик «высидел» очень смирно, почти ни на что не реагируя. Потом послушно поплелся
за бабушкой к тетеньке-педагогу, и бабушка (при нем!) гордо и громко заявила: «Ничего
не испугался! Ноль эмоций!»
- Учительница привела в театр класс (2-й или даже 3-й). До начала спектакля бегать
не разрешила (мы разрешаем!), а в зрительном зале строго предупредила: «Я буду следить за вашим поведением!» И следила. Все дети вокруг от смеха падали друг на друга, а эти, бедные - «вели себя хорошо…»
Мы – артисты, администраторы, дежурные, педагог…, наблюдая такие ситуации очень переживаем. Любую нашу попытку что-то сказать, объяснить…многие взрослые обычно пресекают короткой фразой: «Не учите меня жить!»
Уважаемы взрослые! Позвольте в очередной раз напомнить, что Вы приходите в НАШ Дом, а в нашем Доме – НАШИ правила. Прочитайте их внимательно, прежде, чем купите билет. Не огорчайте ваших детей возможными недоразумениями.