В Архангельском театре кукол появится «Бегемот-невидимка»

В Архангельском театре кукол появится «Бегемот-невидимка»

Режиссер будущей премьеры – Анастасия Крюкова, выпускница Московского государственного института культуры по специальности «режиссёр драмы». Сейчас девушка получает второе высшее образование, изучая режиссуру драмы в ГИТИСе.
С 2017 года работает как режиссёр и актриса Московского независимого театра Алехандро Валенсио, а с 2020 как актриса театра «Мамин театр».
Кроме того, Анастасия развивается и в педагогической деятельности: с 2017 года является создателем и художественным руководителем театральной студии mART, а также педагогом объединения культурных центров центрального административного округа в Москве.
Среди знаковых работ – спектакль «Мам, ну не читай», основанный на текстах девичьих дневников и школьных записок, а также на материалах одноимённого паблика «ВКонтакте». Постановка стала победителем фестиваля «Театральная весна в Апреле» (Химки), участником проекта «Театральная улица» (Севастополь), а также гастролировала в Смоленске, Краснодаре, Тюмени, была показана на берегу Финского залива в рамках проекта «Арт-станция».
Спектакль «Сказка на всякий случай» – победитель в номинации «Лучший драматический спектакль для детей (младшая возрастная категория)» II Большого детского фестиваля в 2019 году.
Спектакль «Мой дедушка был вишней» стал победителем фестиваля «Трубадур», а постановки «Записки Кощея Бессмертного», «О рыбаке и рыбке», «Вечер жалоб на жизнь» – активные участники различных театральных фестивалей.
Пьеса Анастасии Крюковой «Русские сказки. Монологи» вошла в лонг-лист лаборатории современной драматурги Российского академического Молодёжного театра.
В ожидании премьеры «Бегемот-невидимка» мы поговорили с режиссером – о работе с архангельским театром, современном родительстве и, конечно, грядущем спектакле.
Анастасия, расскажи о своем пути в профессию. В какой момент ты определилась со сферой и решила, что хочешь заниматься творчеством?
— Более 13 лет я занималась танцами в профессиональном коллективе – образцовом хореографическом ансамбле «Дружба». Мне кажется, что именно наш педагог и зародила во мне какую-то любовь к профессии и актерскому мастерству. Я очень хорошо помню, как после репетиции мы могли часами разбирать смысл танца. То есть мы не только работали со своим телом, но ещё и работали мозгами. Педагог очень глубоко разбирала каждый танец, особенно, когда была серьезная тема. Например, у нас был танец «Русь родная». Он не был технически сложным, но мы долго разбирали смысл этого танца, и когда я видела, как ребята из старшей группы исполняли этот танец, я каждый раз плакала. Когда я стала старше, и уже наша группа стала выступать с этим танцем, то я поняла, почему каждый раз плакала. Этот танец мы так глубоко разбирали, как пьесу, что очень многое в танце строилось именно на актерском вовлечении. И именно с этого разбора начался интерес к актерскому мастерству, а затем режиссуре.
Можно сказать, что тебе всегда нравилось искать глубокий смысл?
— Да. К тому же, меня очень вдохновило, как один человек может объединить коллектив, будь то танцевальный или театральный, вложить смысл в свою работу, а люди будут его поддерживать и, тем самым, трогать сердца зрителей.
Расскажи немного о своей учебе. Трудно ли постигать режиссерское искусство?
— Во время моей учебы во МГИКе у нас был актерско-режиссерский курс. Обучение было построено так, что наш мастер Лариса Александровна Шаева учила режиссеров быть актерами, а актера отчасти быть режиссером. Это было очень полезно, потому что мы, режиссеры, смогли побывать в актерской «шкуре», исполнить главные роли в спектаклях и понять весь процесс изнутри. Да, местами было тяжело. Так, на 2-3 курсе у меня уже сложилась команда с однокурсниками, с кем мы готовили все отрывки. Мы дружили и в жизни, с ними было комфортно работать. И в какой-то момент мастер запретила мне брать этих ребят, обосновав тем, что я не должна всегда работать с теми, с кем мне удобно, а нужно научиться работать с разными людьми. Сейчас я понимаю, что это был невероятно полезный опыт. Да, где-то пришлось преодолевать себя, но это многому меня научило. Нужно всегда стараться искать подход к каждому.
Сейчас ты продолжаешь обучение уже в Российском институте театрального искусства. Какие у тебя впечатления от учебы сейчас, когда за плечами уже есть первое образование?
— Если честно, то я просто кайфую от обучения  Учеба в ГИТИСе отличается от учебы во МГИКЕ. Дело в том, что мастерская Ларисы Александровны – классическая, там я постигала основы, все по Станиславскому. А сейчас, в мастерской Валерия Саркисова, акцент сделан скорее на развитие образного мышления. Для меня это такое повышение квалификации, где я буквально наслаждаюсь каждым днем. По моим ощущениям, получать второе образование уже полегче. У нас на курсе есть ребята, для кого это первое образование, и я вижу, что им процесс дается тяжелее.
Расскажи о своей самой первой работе. Можешь вспомнить свои эмоции от показа?
— Очень хорошо помню свою самую первую работу. Это был свободный показ, где я выбрала отрывок из произведения «Рассказ» Василия Шукшина. Считаю тот показ знаковым. 90% курса выбирали серьезные, трагические темы, например, Гамлета. А у меня был очень отличающийся от остальных комедийный отрывок, все в зале смеялись. Однако, за эту работу я получила незачет: в показе не было актерского отрывка, а это обязательное условие. Поэтому мне пришлось потом пересдавать. Но я четко помню свои эмоции - это был успех. Во время показа я радовалась, что все получилось так, как задумывалось. Во многом успех спектакля зависит от подбора актеров, и так сложилось, что с самого начала моего пути я очень хорошо подбираю актеров. И в данном отрывке было очень точное распределение артистов.
Расскажи о своем творческом пути, в каких театрах уже довелось поработать?
— Много спектаклей я поставила после окончания МГИКа в независимом театре Алехандро Валенсио. Это независимый московский театр, который ставит много экспериментальных работ. Как ни парадоксально, большинство участников театра заканчивали как раз классическую мастерскую Ларисы Александровны Шаевой. Но именно выпускники этой мастерской устраивают безбашенный театр, где очень экспериментальные спектакли, променады.
Как случилось твое знакомство с Архангельском и нашим театром кукол?
— Впервые в Архангельске я побывала в прошлом году в рамках проекта Архдрамы «Малые формы». Мы привезли сайт-специфик спектакль по рассказу Федора Достоевского «Сон смешного человека». В тот визит город очень понравился всей нашей команде. А история знакомства с театром кукол началась в рамках заезда «Больше, чем театр» на Тавриде, где проходил питчинг в рамках VII БДФ. Директора театров по результатам питчинга могли выбрать замысел, который подходил бы для конкретного театра. Тогда проект «Бегемот-невидимка» был отобран для Архангельского театра кукол и меньше, чем через год превратился в полноценный спектакль. Вообще, Большой детский фестиваль в моей жизни сыграл огромную роль: дипломный спектакль в 2018 году стал победителем по результатам II БДФ, затем моя работа победила в рамках фестиваля «Эхо-БДФ» в Иркутске. И с тех пор с фестивалем меня связывает крепкая и теплая дружба. Я считаю, что БДФ прилагает огромные усилия для продвижения молодых талантов, их дальнейшего развития. Огромная заслуга, которой действительно не хватало. БДФ просто подарок для молодых специалистов.
На сцене кукольного театра Анастасия Крюкова поставит спектакль «Бегемот-невидимка» по пьесе драматурга Марии Зелинской, победившей в конкурсе «Ремарка» в 2023 году. Автор поднимает в простой истории совсем непростую проблему сегодняшнего дня. Это спектакль о том, чтобы люди смотрели и видели, и, в частности, родители.
Главный герой — мальчик Гоша. Он живёт с мамой, которая постоянно работает: отвечает на звонки, сообщения, проводит конференции, правит отчеты…. Однажды Гоша познакомился в зоопарке с говорящим бегемотом и решил привести его к себе домой. Ведь мама так занята, что даже не заметит сразу трех бегемотов в квартире.
Расскажи о грядущей премьере «Бегемот-невидимка». Что тебя так зацепило в материале?
— После прочтения материал мне сразу откликнулся по многим параметрам. Во-первых, это актуальная история современности. Во-вторых, я узнала себя в некоторых моментах, поскольку сама молодая мама и воспитываю трехлетнего сына. Я довольно рано вышла из декрета и как мама Гоши, достаточно много времени провожу в телефоне, решая рабочие вопросы. И я испытываю чувство вины перед ребенком за то, что не уделяю ему достаточно внимания. Мне кажется, что это распространенная и важная тема среди современного поколения мам, которые хотят успеть всё: продолжать работать и не выпадать из материнства. Поэтому главная причина, по которой я выбрала эту тему, мощный личный отклик.
На какую аудиторию рассчитан этот спектакль?
— Я думаю, что спектакль будет интересен как взрослому, так и ребёнку. Как режиссер я всегда закладываю какой-то пласт для двух этих категорий зрителей. Так, детям будет интересно наблюдать за смешным бегемотом, его неуклюжими действиями, за куклами. А взрослому будет интересно следить за линией мамы: как она решает проблемы коммуникации с сыном, как ей удается принимать желания своего ребенка. Ведь в театр юный зритель приходит не один, а вместе со взрослым человеком, которому тоже хочется увидеть важные смыслы.
Как тебе работать с кукольным театром? Какие впечатления от архангельского театра кукол?
— Мне очень нравится работать в театре кукол. Наибольший контраст между драматическим театром – отношение к команде и командной работе. В кукольном театре люди намного больше осознают важность такой командной работы, ведь зачастую одной куклой могут управлять несколько актеров одновременно. Это такой высший пилотаж для меня. Иногда я думаю, почему второй раз выбрала режиссуру драмы, а не кукол. Кто знает, может меня ждет ещё третье образование?) У кукольников есть ещё одна уникальная черта – супер-бережное отношение к предмету, к реквизиту, к кукле. Моя влюбленность в театр кукол берет начало в Иркутске, продолжается уже здесь, в Архангельске. Я уже посмотрела несколько спектаклей - «Фро» и «Хамлет», очень мне понравились. Впечатления от вашего театра только самые приятные. Я считаю, что он ничем не уступает ведущим театрам, очень сильный коллектив и сам театр.
Зрители увидят какие-то необычные решения или визуальные приемы? Сколько будет кукол?
— В контексте нашего спектакля бегемот – это воображаемый друг ребенка, который олицетворяет советский ковер. Также мы добавляем некий признак времени, и в нашем спектакле мама Гоши затеяла ремонт в советской квартире. Интерьер очень сложный, со множеством цветов, ярких красок и решается выбросить этот ковер. Такое решение очень не нравится Гоше, он пытается взаимодействовать с новыми современными предметами, хотя ему не хватает игры в этом пространстве. Поэтому в его воображении оживает кукла-ковер. В спектакле присутствует некоторый символизм – нужно сохранять значимые артефакты из детства и не выбрасывать их поспешно. Также главный герой Гоша будет кукольным, а его мама - актриса в живом плане.
Как выстроилась работа с актерами? Какие артисты театра кукол были выбраны для спектакля?
— С актерами очень комфортно и легко работать, мы быстро нашли общий язык. Повторюсь, я очень трепетно подхожу в подбору актеров. Один из принципов, по которому я выбираю людей, я пытаюсь почувствовать, услышать или спросить, насколько материал откликается актеру. Мне кажется, что артист будет максимально успешен в роли, если она лично для него что-то значит. В спектакле будут задействованы Наталья Назаренко, Полина Гапоненко, Анатолий Шкляев, Полина Банникова, Мария Гнездова, Алексей Тетенов и Ярослав Голубев.
Что бы тебе хотелось, чтобы зрители унесли с собой после просмотра?
— Мне бы хотелось, чтобы взрослые задумались о балансе между работой и заботой о ребенке, о важности такого баланса в жизни. Чтобы уделили внимание своему ребенку. И вместе с тем мне бы хотелось, чтобы дети взглянули на своих родителей и задумались, как порой непросто быть взрослым в нашем быстро меняющемся мире.

Премьерные показы спектакля "Бегемот-невидимка" пройдут 27 и 28 сентября. Приобрести билеты можно в кассе театре, а также онлайн на нашем сайте: arhpuppet.ru