История

История

     Архангельский театр кукол был создан в 1933 году при ТЮЗе им. А.С.Пушкина. Его основатели – директор и художественный руководитель ТЮЗа А.С.Николаев, а также актер и преподаватель студии при театре А.Н.Энгельгардт. В марте 1933 г. силами студийцев (Н.Будилова, А.Коробов, Л.Попова, Л.Смирнов, А.Токмакова, Ф.Штоббе) был поставлен кукольный спектакль по пьесе Р.Ландиса «Рис». В октябре этого же года спектакль был возобновлен со специально набранной для кукольного театра труппой (Е.Фуркова, М.Боброва, И.Кочнев, К.Варакин, А.Межуев, Т.Аренсон). Постановщик спектакля Александр Николаевич Энгельгардт стал первым художественным руководителем и директором нового театра (1933 – 1937).

     В течение всего довоенного периода кукольный театр существовал как часть ТЮЗа. Его главной игровой площадкой было фойе детского театра. Кроме того, артисты часто выезжали со спектаклями в школы и детские сады, летом играли для жителей области.

     Репертуар первых лет складывался из произведений классической и современной литературы – сказок и пьес А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, П.Ершова, К.Чуковского, С.Маршака, Е.Шварца, Н.Гернет, а также из многочисленных пьес «на актуальные темы».

     В 1938 г. художественным руководителем и режиссером театра стал Николай Филиппович Филиппов-Пирогов (1938–1951). В это же время в театр пришел художник С.П.Белых. Кукольники ставили по 6–7 спектаклей в сезон. Репертуар пополнился произведениями северных сказителей Ст.Писахова и М.Крюковой. В начале 40-х годов театр был приглашен на Всесоюзный смотр театров кукол, но его дальнейшие планы оборвала начавшаяся война.

     В годы войны ТЮЗ был закрыт, и театр кукол остался без стационара. Он был переименован в «Театр эстрады и кукол» и начал работать преимущественно для взрослых. Основной формой представлений стали сатирические обозрения военных событий.

     Театр занимался эстрадной деятельностью до 1950 г., но сразу после войны была возобновлена его работа для детей: ставились как кукольные («Три чуда», «Сказка партизанского леса»), так и драматические спектакли («Р.В.С.» А.Гайдара, «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «Дочь русского актера» П.Григорьева).

     В 1948 г. с театра была снята дотация; помещение, полученное в 1945 г., стало трудно содержать. Театр перебрался в не приспособленную для работы комнату театра драмы. Произошло сокращение штатов, из девяти актеров осталось пять. Не было бутафоров, рабочих. Всё необходимое для спектакля делали сами актеры. Играя по несколько выездных представлений в день, они обходились без транспорта. Это был самый тяжелый период в жизни Архангельского театра кукол.

В 1951 г. Н.Ф.Филиппов-Пирогов ушел из театра.

В 1954 г. главным режиссером был назначен Иван Васильевич Семенов (1954 – 1972).

     За 18 лет режиссерской работы И.В.Семеновым было поставлено множество спектаклей, среди которых «Иван – крестьянский сын», «Красная шапочка», «Северная сказка», «Карлик Нос», «Приключения Пин-Пина», «Смелый Наргиле».

     В 1963 г. театр получил часть помещения по ул. Попова, 2. Была увеличена дотация, коллектив стал расти. Спектакли пользовались успехом у зрителей. Театр начал выезжать на гастроли за пределы области.

     В 1969 г. заслуги театра впервые были отмечены «Серебряным дипломом» Министерства культуры СССР. Впоследствии театр и его спектакли неоднократно награждались грамотами Министерства, дипломами всесоюзных фестивалей болгарской, венгерской, финской, чешской, румынской драматургии на советской сцене. Дважды – в 1974 и 1985 гг. – театр становился лауреатом премии Архангельского комсомола.

     Поколение основателей театра трудилось в нем до начала 70-х годов. На протяжении четырех десятилетий ведущими актрисами театра были Нина Федоровна Будилова и Елизавета Тимофеевна Фуркова.

     Среди людей, чьими усилиями театр был сохранен в трудные годы и возрожден в начале 60-х, были В.Д.Виноградова, Л.К.Никонова, А.В.Кобычева, В.А.Степанов, Н.Ф.Чецкая, Р.Н.Блейхер, М.Н.Кулинский, Е.И.Дуганова, В.В.Макаров, В.С.Смекалов, Л.А.Козлова, К.А.Иванова.

     Начиная с 50-х годов, с театром в разное время сотрудничали художники С.В.Алигберова, Н.И.Ганузин, В.Н.Широкий, Р.С.Климов, С.Н.Митина, Е.Н.Зимирев и другие.

Архангельский композитор П.Ф.Кольцов написал музыку более чем к 30 спектаклям театра.

      В начале 70-х годов в театр пришла большая группа профессионально подготовленной молодежи. В это время искусство театра кукол страны переживало небывалый подъем – шел процесс осознания и развития его богатейших возможностей. На волне этого процесса в Архангельске появились спектакли главного режиссера Валерия Николаевича Шадского (1974-1979) и главного художника театра Елены Юрьевны Николаевой (в театре с 1974 г.). «Ты с нами, Робин Гуд!», «Веселая путаница», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Курочка Ряба», «Небылицы» - яркие по форме, полные энергии и жизнерадостности постановки; и рядом с ними первые спектакли Д.А.Лохова «Солнечный лучик» и «Игра в котенка по имени Гав...» - глубоко лирические, вдумчивые, явно тяготеющие к камерности. В этих двух направлениях и развивался в дальнейшем поиск театра.

     В 1979 г. постановкой пьесы В.Маслова «Любовь… Любовь!» по мотивам «Декамерона» Дж.Боккаччо (реж. В.Шадский, худ. Е.Николаева) театр начал работу для взрослых зрителей, продолженную затем спектаклями «Иосиф Швейк против…» по мотивам Я.Гашека (реж. В.Дерягин, худ. Е.Николаева) и «Трагикомическое представление по петербургским повестям Гоголя» (реж. Д.Лохов, худ. Е.Николаева).

     В спектаклях 70-х начиналось творческое становление актеров, составляющих сегодня ядро труппы: Р.Д.Киселева, С.В.Михайловой, Г.А.Ястребовой, В.К.Никитинской, О.И.Шиняева. Развивалось мастерство художников театра Е.Ю.Николаевой и О.С.Гончаровой. Куклы Е.Ю.Николаевой к спектаклю «Курочка Ряба» экспонировались на Международной выставке в Париже. Сейчас они хранятся в музее кукол ГАЦТК им. С.В.Образцова в Москве.

     В 1979 г. главным режиссером театра стал Василий Вениаминович Дерягин (1979 – 1986). Театр жил интенсивной творческой жизнью, с его искусством познакомились зрители многих городов страны.

     В 1984 г., с приходом педагога М.В.Мельницкой, в театре началась разнообразная, глубокая работа со зрителями. Появился клуб ТОЛК (Театральное Общество Любителей Кукол), сделавший своей главной целью объединение вокруг театра детей, их родителей и учителей.

1986 г. стал во многом этапным для театра.

     В этом году его главным режиссером был назначен Дмитрий Александрович Лохов; театр, наконец, обрел свой дом – в здании старого дворца пионеров по Троицкому проспекту, 5; в связи с общими переменами в жизни страны у театра появилась большая свобода в решении творческих и экономических вопросов; наконец, в этом году театр стал коллективным членом УНИМА – Международного союза деятелей театров кукол.

     С 1984 г. Архангельский театр кукол – постоянный участник российских, а затем и международных театральных фестивалей. В 1994 г. на фестивале «Невский Пьеро» (г. Санкт-Петербург) обладателями приза «Серебряный Пьеро» стали артисты театра Нина Туманова (роль тёти Муси в спектакле «Заяц, Лиса и Петух») и Михаил Логинов (роль Вертепщика в спектакле «Вертеп»).

     С 1988 г. театр регулярно выезжает на гастроли за рубеж. Его зрителями были жители Германии, Греции, Франции, Норвегии, Швеции, Финляндии. В 1997 г. театр принял участие в Международном фестивале театров в Авиньоне (Франция).

     В 1991 г. по инициативе театра в Архангельске состоялся Международный фестиваль камерных спектаклей театров кукол «УЛИТКА».

     В 1996 г. Архангельский театр кукол стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» (спектакль «Вертеп», реж. Д.Лохов, худ. Е.Николаева).

     В 2003 г. актриса театра, заслуженная артистка России Светлана Михайлова стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» за роль Хертруды в спектакле «Хамлет, датский принц» (реж. Д.Лохов, худ. Е.Николаева).

     Репертуар театра последних 20 лет состоит из спектаклей для детской и для взрослой аудитории. Театр часто обращается к истории, к традиционным жанрам и формам кукольного искусства: балагану («Кукольный балаганчикъ», «Хамлет, датский принц», «Кукольный балаганчик. Дон Жуан в Венеции»), фольклорному («О страшном драконе…», «Шальная сказка»), домашнему («Кошкин дом», «Три медведя») и рождественскому («Вертеп», «Зонтик для принцессы»), масочному («Любовь к золотому апельсину») театрам. На его сцене идут волшебные, затягивающие в свой мир спектакли («Морозко», «Волшебные сказки Попугая») и веселые игровые представления («Лысый лев», «Щуча SUPERзвезда»). Ко многим постановкам последних лет в театре создавались оригинальные сценарии и музыка (композиторы В.Хабаров, А.Яничек).

     С 1992 года художественное руководство театром осуществляет заслуженный деятель искусств России Дмитрий Александрович Лохов.

     В 1999 г. при театре была создана молодежная студия «DUR (Мажор)». Ее основу составили выпускники Архангельского колледжа культуры, в 2003 г. заочно окончившие Ярославский театральный институт. Сегодня выпускники этой студии входят в труппу театра.

     В 1999 г. в театре была создана Литературно-театральная гостиная, в которой артисты занимаются самостоятельной реализацией творческих проектов. Некоторые спектакли, зародившиеся в гостиной, вошли в основной репертуар театра («Она вела танец… Айседора Дункан сквозь легенду», «Мой маленький креольчик» - оба спектакля в постановке Михаила Логинова).